Аттестация педагогических работников

27.05.2014 17:44

1. Цель проведения аттестации

 

Действующие системы оплаты труда педработников государственных и муниципальных образовательных учреждений предусматривают дифференциацию уровня оплаты в зависимости от квалификации. Для определения уровня профессиональной компетентности работника, того, отвечает ли он предъявляемым к квалификационным категориям требованиям, а также для подтверждения соответствия работника занимаемой должности проводится аттестация.

2. Порядок проведения аттестации

Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется федеральными органами государственной власти в сфере образования (ст. 29 Закона об образовании).

С 1 января 2011 г. действует Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее — Порядок аттестации), установленный Приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (далее — Приказ N 209). Он распространяется на педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного образования (независимо от их ведомственной принадлежности).

Важно! Квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до 1 января 2011 г., сохраняются в течение срока, на который они были присвоены (п. 2 Приказа N 209).

В соответствии с Порядком аттестации она проводится в двух случаях:

1) для подтверждения соответствия педагогических работников, не имеющих квалификационных первой или высшей категорий, занимаемым ими должностям;

2) для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей).

Аттестация проводится аттестационными комиссиями, которые формируются органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования, или федеральными органами исполнительной власти в зависимости от того, в чьем ведении находятся образовательные учреждения (п. 5 Порядка аттестации). Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом соответствующего органа (п. 12 Порядка аттестации).

Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей), занимаемым должностям проводится один раз в 5 лет. Не подлежат аттестации:

- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

- беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Основанием для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педработников занимаемым ими должностям является представление работодателя. Работник должен быть ознакомлен с ним под роспись не позднее чем за месяц до дня аттестации (п. 19 Порядка аттестации).

Профессиональные и деловые качества аттестуемого работника, а также результаты его профессиональной деятельности оцениваются аттестационной комиссией на основании:

- представления работодателя;

- предоставленных работником сведений, характеризующих его трудовую деятельность в период после предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу);

- в случае несогласия работника с представлением работодателя — заявление работника с соответствующим обоснованием;

- письменных квалификационных испытаний.

По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия должности комиссия принимает одно из следующих решений:

- соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);

- не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

Если работник признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (п. 24 Порядка аттестации).

Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления этого работника (п. 25 Порядка аттестации).

Для проведения аттестации аттестационной комиссией создаются экспертные группы, осуществляющие всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности работника и предоставляющие комиссии соответствующее экспертное заключение.

По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений:

а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Решение оформляется протоколом, вступающим в силу со дня подписания, и вносится в аттестационный лист работника. Оно подлежит утверждению распорядительным актом федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования.

Если уровень квалификации педработника признан соответствующим требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, категория устанавливается указанным распорядительным актом.

Если уровень квалификации педработника признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия (п. 33 Порядка аттестации).

В течение 30 календарных дней после принятия решения аттестационный лист и выписка из распорядительного акта направляются работодателю педагогического работника. Последний должен быть ознакомлен с ними под роспись.

В трудовую книжку работника вносится запись о присвоении ему категории (п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»).

Установленная на основании аттестации квалификационная категория действительна в течение пяти лет. Обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о присвоении высшей квалификационной категории работник может не раньше чем через 2 года после того, как ему присвоена первая категория.

Педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации (п. 16 Порядка аттестации). Для этого он должен обратиться в комиссию по индивидуальным трудовым спорам в учреждении или в суд.

При переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение (в том числе расположенное в другом субъекте РФ) квалификационная категория сохраняется в течение срока ее действия (п. 34 Порядка проведения аттестации).

 ОПЛАТА ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

1. Порядок установления систем оплаты труда в общеобразовательных учреждениях >>>

2. Новая система оплаты труда работников федеральных бюджетных общеобразовательных учреждений >>>

3. Порядок изменения оплаты труда педагогических работников >>>

1. Порядок установления систем оплаты труда в общеобразовательных учреждениях

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). Системы оплаты труда (размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно подпункту 10 п. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования устанавливает непосредственно образовательное учреждение. Применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям указанная норма реализуется с учетом специфики установления систем оплаты труда работников таких учреждений (ст. 144 ТК РФ, п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. ст. 28, 29 Закона об образовании). Это означает, что системы оплаты устанавливаются:

а) в федеральных образовательных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

б) в государственных образовательных учреждениях субъектов РФ — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

в) в муниципальных образовательных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (далее — Постановление N 583) с 1 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, введены новые системы оплаты труда. Указанным Постановлением признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее — Положение N 583). В целях перевода федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда были изданы:

- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих»;

- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2008 N 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих»;

- Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — ЕКС);

- Приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 425н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений»;

- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях»;

- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях»;

- Приказ Минфина России от 30.10.2008 N 120н «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (вместе с Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование»).

Новые системы оплаты труда для работников бюджетных учреждений, подведомственных государственным органам субъектов РФ, и муниципальных учреждений регулируются нормативными правовыми актами государственной власти субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом ограничений, установленных на федеральном уровне. Так, в образовательных учреждениях ряда регионов на основании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ применяется Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденная Минобрнауки РФ 22 ноября 2007 г.

2. Новая система оплаты труда работников федеральных бюджетных общеобразовательных учреждений

Переход на новые системы оплаты труда подразумевает:

1) отказ от Единой тарифной сетки;

2) дифференциацию оплаты труда работников бюджетных учреждений с учетом:

- специфики трудовых функций в зависимости от сферы деятельности, должности (профессии);

- уровня квалификации и профессиональной компетенции;

- качества, эффективности и результативности труда конкретных работников.

3) расширение полномочий бюджетных учреждений в вопросах распределения фонда оплаты труда.

Отличительной чертой новой системы оплаты труда, предусмотренной Постановлением N 583, в сфере образования является разделение заработной платы работников на две части:

- базовую (гарантированную), которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей;

- стимулирующую, размер которой зависит от качества, эффективности и результативности труда работника.

Согласно пункту 1 Положения N 583 система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, включает:

1) оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;

2) компенсационные выплаты;

3) стимулирующие выплаты.

Должностные оклады и ставки заработной платы выплачиваются за выполнение обязанностей, определяемых трудовыми договорами, должностными инструкциями, квалификационными характеристиками и иными документами. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем образовательного учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности по соответствующей профессиональной квалификационной группе. При этом учитываются сложность и объем выполняемой работы. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н. Рекомендуемые размеры оклада, ставки для профессиональных квалификационных групп работников образования (за исключением должностей высшего и дополнительного профессионального образования) приведены в приложении к Примерному положению об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование», утвержденному Приказом Минфина России от 30.10.2008 N 120н. На основании расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников, руководитель учреждения устанавливает размеры повышающих коэффициентов к окладам (ставкам) по профессиональным квалификационным группам с учетом профессиональной подготовки работника, сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы, наличия ученых званий и степеней и других факторов.

Под размером оклада педработников общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального и среднего профессионального образования понимается установленная при тарификации на начало учебного года месячная заработная плата соответственно числу часов учебной нагрузки.

Определенные таким образом должностной оклад или ставка заработной платы составляют основную часть оплаты труда, именуемую в нормативных документах базовой частью фонда оплаты труда.

В состав заработной платы педагогических работников входят также компенсационные и стимулирующие выплаты.

К выплатам компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822, относятся:

- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

К числу компенсационных выплат на практике также относятся доплаты и надбавки за классное руководство, заведование кабинетом, проверку тетрадей и другие. Письмом ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19.09.2008 N 216 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений» они определены как выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками и т.п., руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами работ, не входящими в должностные обязанности работников, и отнесены к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Подобные выплаты также учитываются при тарификации, но производятся из так называемого надтарифного фонда.

Размеры и условия осуществления компенсационных выплат в конкретном образовательном учреждении устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также перечнем видов выплат компенсационного характера, если он принят учредителем.

К выплатам стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818, относятся:

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемых работ;

- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

- премиальные выплаты по итогам работы.

Отличительной особенностью таких выплат является то, что они производятся не за выполнение должностных обязанностей, а за результативность и эффективность работы. Как следствие, эти выплаты не гарантированы всем работникам, право на их получение имеют те, кто достиг в работе показателей и результатов, выходящих за рамки стандартных.

Такие выплаты производятся из надтарифного фонда. Порядок назначения стимулирующих выплат, их размеры, критерии начисления и периодичность в конкретном образовательном учреждении также устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Должностные оклады, ставки, повышающие коэффициенты, компенсационные и стимулирующие выплаты образовательные учреждения устанавливают в пределах фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда работников федерального бюджетного образовательного учреждения формируется на календарный год исходя из лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, полученных от приносящей доход деятельности (п. 11 Постановления N 583). При этом средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности, и, начиная с 1 января 2010 г., не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета, направляются учреждением на выплаты стимулирующего характера.

Важно! Пунктом 3 Постановления N 583 установлено, что заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), определяемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и квалификации выполняемых ими работ.

3. Порядок изменения оплаты труда педагогических работников

Согласно части 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда обязательно должны быть включены в трудовой договор. Так, в трудовом договоре с педагогическим работником федерального образовательного учреждения должны быть указаны размер оклада (должностного оклада), ставок заработной платы, доплат, надбавок и поощрительных выплат, в том числе выплат компенсационного и стимулирующего характера (п. 6 Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 N 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме»).

Изменение системы оплаты труда является изменением условий трудового договора. В соответствии со ст. 72 ТК РФ последнее возможно лишь по соглашению сторон, т.е. только с согласия работника. Исключением является изменение условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, предусмотренное ст. 74 ТК РФ. Поскольку изменение оплаты труда в связи с введением новых систем оплаты труда в бюджетных образовательных учреждениях изменяет организационные условия труда, оно подпадает под ст. 74 и проводится в установленном ею порядке.

Подробнее об этом см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Изменение условий трудового договора».

Введение новой системы оплаты труда в конкретном образовательном учреждении требует либо принятия соответствующего локального нормативного акта, либо внесения изменений в коллективный договор. При этом должны учитываться:

а) единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий;

б) единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственные гарантии по оплате труда;

г) перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Минздравсоцразвития РФ;

д) перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденный Минздравсоцразвития РФ;

е) примерные положения об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утвержденные федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

з) мнение представительного органа работников.

Вступить в силу названные документы должны не ранее чем через два месяца. Данный срок вытекает из предусмотренного ст. 74 ТК РФ порядка изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Важно! Изменения условий трудового договора, вводимые в порядке, определенном ст. 74 ТК РФ, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

 

С работниками, согласившимися на работу с новыми условиями оплаты, следует оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором будут отражены эти условия. Примерная форма такого соглашения к трудовому договору с работником федерального учреждения утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 424н.

Условия трудового договора об оплате труда могут быть изменены и в других случаях, например, в результате изменения учебной нагрузки, присвоения по итогам аттестации более высокой квалификационной категории и т.д. В этих случаях с работником также заключается дополнительное соглашение к трудовому договору. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196) установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации. Исключением являются только случаи сокращения количества часов по учебным планам и программам и количества классов (групп продленного дня). О предстоящем изменении учебной нагрузки в связи с уменьшением количества часов или сокращением количества классов работодатель должен предупредить не позднее чем за 2 месяца до вступления изменений в силу. Аналогичное правило действует и в отношении уменьшения учебной нагрузки по инициативе администрации на следующий учебный год.

Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, учебная нагрузка которых по не зависящим от них причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной, выплачивается:

- заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

- заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

- заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она ниже нормы за ставку и если работников невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, учебная нагрузка которых по не зависящим от них причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года. Соответственно, в последних двух случаях изменение учебной нагрузки не влечет за собой изменения условий оплаты труда.

Важно! Преподавательская работа сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, выполняемая педработниками с их согласия, не является сверхурочной. Она оплачивается дополнительно соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ

1. Особенности применения общих оснований прекращения трудового договора с педагогическими работниками >>>

2. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками >>>

2.1. Повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения >>>

2.2. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника >>>

1. Особенности применения общих оснований прекращения трудового договора с педагогическими работниками

Общие основания прекращения трудового договора, указанные в ст. 77 ТК РФ, а также основания, приведенные в ст. ст. 81, 83, 84 ТК РФ, при наличии соответствующих обстоятельств могут являться и основаниями для прекращения трудовых договоров с педагогическими работниками.

Подробнее об указанных основаниях и порядке прекращения трудовых договоров см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Расторжение трудового договора».

При этом прекращение трудовых договоров с педагогическими работниками по ряду оснований, предусмотренных ст. 81 ТК РФ, имеет свои особенности.

В частности, это относится к расторжению трудового договора с ними в связи с сокращением численности или штата работников организации. Согласно п. 9 ч. 2 ст. 32 Закона об образовании образовательные учреждения самостоятельно устанавливают структуру управления своей деятельностью и штатное расписание и распределяют должностные обязанности. Порядок комплектования работников образовательного учреждения закрепляется в его Уставе. При этом численность учителей по общеобразовательным предметам определяется исходя из количества классов в соответствии с санитарными правилами и объема учебной нагрузки в соответствии с учебным планом. С учетом этого в штатном расписании образовательного учреждения может содержаться только перечень должностей и количество штатных единиц по каждой из них только административно-управленческого, учебно-вспомогательного и технического (обслуживающего) персонала. Должности учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей и т.д. в штатное расписание могут не включаться. Однако в случае реорганизации (в том числе и внутренней) образовательного учреждения, изменения в образовательном процессе (сокращения количества классов-комплектов, количества часов по учебному плану и учебным программам и др.), порядка и объемов финансирования возможно возникновение необходимости в сокращении как должностей или количества работников, предусмотренных штатным расписанием, так и должностей и количества работников, непосредственно не предусмотренных им. При этом в обоих случаях трудовой договор прекращается по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Увольнение по данному основанию работников, непосредственно не предусмотренных штатным расписанием, не может производиться без издания приказа о новой численности данной категории работников с обязательным указанием причин такого изменения.

Подробнее о процедуре прекращения трудового договора по сокращению штатов или численности работников см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Расторжение трудового договора».

Важно! При сокращении штатов или численности работников образовательных учреждений необходимо помнить о гарантиях, предусмотренных для учителей образовательных учреждений, преподавателей педагогических училищ и колледжей, преподавателей учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в случае изменения в течение учебного года их учебной нагрузки по не зависящим от них причинам (п. 2 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»). Эти гарантии фактически означают, что прекратить трудовой договор по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с указанными работниками можно только по окончании учебного года.

Введение с 1 января 2011 г. Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (далее — Приказ N 209), позволяет расторгать трудовые договоры с педагогическими работниками по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Пунктом 24 Приказа N 209 установлена возможность применения данного основания в случае, если по результатам аттестации работник признан не соответствующим занимаемой должности из-за недостаточной квалификации. Увольнение по этому основанию допускается, если педагогического работника нельзя с его письменного согласия перевести на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

Подробнее об этом см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Расторжение трудового договора».

Важно! Пункт 18 Приказа N 209 исключает применение п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в качестве основания для расторжения трудового договора с педагогическими работниками, проработавшими в занимаемой должности менее двух лет, в том числе после выхода из отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

Трудовой договор с педагогическими работниками, в чьи трудовые (должностные) обязанности непосредственно входят воспитательные функции, может быть расторгнут по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, — совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Подробнее об этом см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Дисциплинарные взыскания. Замечание, выговор, увольнение».

Важно! Расторжение трудового договора по указанному основанию может применяться, не только если аморальный поступок совершен педработником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, но и в случаях совершения такого проступка вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей (п. п. 46, 47 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

2. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками

Помимо оснований прекращения трудового договора, предусмотренных гл. 13 ТК РФ, по отношению к педагогическим работникам общеобразовательных учреждений такими основаниями являются:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения (п. 1 ст. 336 ТК РФ, пп. 1 п. 4 ст. 56 Закона об образовании);

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (п. 2 ст. 336 ТК РФ, пп. 2 п. 4. ст. 56 Закона об образовании).

В пункте 4 ст. 56 Закона об образовании в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора с педагогическим работником указано появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Однако данное основание названо в пп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ, что позволяет не рассматривать его в качестве дополнительного, то есть специального, основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками.

Подробнее об этом см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Расторжение трудового договора».

2.1. Повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения

Увольнение по п. 1 ст. 336 ТК РФ возможно, прежде всего, в случае совершения педагогическим работником действий, указанных в Уставе образовательного учреждения в качестве его грубых нарушений. Однако если в уставе нет соответствующего перечня, это не означает того, что уволить по данному основанию нельзя. Устав образовательного учреждения обычно предусматривает обязанности работника по соблюдению локальных нормативных актов, добросовестному исполнению должностных обязанностей, обязательность корректного поведения по отношению к учащимся и коллегам и т.д. Несоблюдение этих требований также может быть признано нарушениями Устава. Поскольку действующее законодательство прямо не определяет, что относится к числу грубых нарушений Устава, вопросы о признании конкретных нарушений грубыми решает руководитель образовательного учреждения. В случае спора о законности увольнения суд оценивает такое решение по правилам ч. 5 ст. 192 ТК РФ. Если суд сочтет, что взыскание не соответствует тяжести проступка, работник может быть восстановлен на работе. Возможность увольнения по п. 1 ст. 336 ТК РФ не зависит от однотипности совершенных ранее работником нарушений Устава и применения к работнику дисциплинарных взысканий за прежние нарушения. Повторность нарушения означает только то, что с момента предшествующего нарушения Устава прошло менее одного календарного года.

Поскольку увольнение по п. 1. ст. 336, ч. 2 ст. 192 ТК РФ отнесено к дисциплинарным взысканиям, оно требует соблюдения правил привлечения работников к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ) и порядка проведения дисциплинарного расследования, предусмотренного п. 2 ст. 55 Закона об образовании.

Подробнее об этом см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Дисциплинарные взыскания. Замечание, выговор, увольнение».

 

В приказе (распоряжении) о прекращении трудового договора, трудовой книжке и личной карточке в качестве основания прекращения трудового договора указывается повторное в течение года нарушение Устава образовательного учреждения и дается ссылка либо на п. 1 ст. 336 ТК РФ, либо на пп. 1 п. 4 ст. 56 Закона об образовании. При этом ссылка на Трудовой кодекс РФ предпочтительна.

Прекращение трудового договора производится в порядке, установленном ст. 84.1 ТК РФ. В последний рабочий день нужно:

- выдать работнику трудовую книжку. При получении работник должен расписаться в Книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, а также в личной карточке. В случае отсутствия работника или его отказа от получения трудовой книжки работодатель должен направить ему уведомление о том, что он должен явиться за трудовой книжкой или дать согласие на отправление ее по почте;

- выплатить работнику заработную плату за отработанный период и иные причитающиеся ему суммы, в том числе компенсацию за неиспользованный отпуск (при его наличии).

2.2. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника

Увольнение по п. 2 ст. 336 ТК РФ возможно в случае применения (в том числе однократного) педагогическим работником к обучающимся или воспитанникам следующих методов:

- физического насилия, физической силы, принудительного физического воздействия. Проявлением физического насилия могут быть побои и любые другие действия, причиняющие боль, принудительное лишение свободы, пищи, питья и т.д.;

- психического насилия. Проявлением психического насилия являются угрозы, преднамеренная изоляция, оскорбления и унижение достоинства, предъявление чрезмерных требований, систематическая необоснованная критика и т.п.

Увольнение по указанному основанию не отнесено ч. 3 ст. 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям. Однако с учетом того, что насилие используется как метод воспитания, то есть в связи с исполнением педагогом его трудовых обязанностей, увольнение по данному основанию требует соблюдения правил привлечения работников к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ) и порядка проведения дисциплинарного расследования, предусмотренного п. п. 2 и 3 ст. 55 Закона об образовании. Это связано с тем, что применение педагогом физического или психического насилия над личностью обучающегося или воспитанника является нарушением норм профессионального поведения.

В процессе дисциплинарного расследования работодатель должен установить факт применения насилия, его цель, время, место, наличие или отсутствие умысла. Сделать это можно на основании свидетельских показаний, осмотра пострадавшего, медицинских документов. При этом наказуемым является физическое или психическое насилие, не совершенное случайно или по неосторожности. Причиной увольнения за применение насильственных методов воспитания может стать и соответствующее судебное решение.

В приказе (распоряжении) о прекращении трудового договора, в трудовой книжке и личной карточке в качестве основания прекращения трудового договора указывается применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, и дается ссылка либо на п. 2 ст. 336 ТК РФ, либо на пп. 2 п. 4 ст. 56 Закона об образовании. Предпочтительна ссылка на Трудовой кодекс РФ.

Прекращение трудового договора производится в порядке, предусмотренном ст. 84.1 ТК РФ. В последний рабочий день нужно:

- выдать работнику трудовую книжку. При получении работник должен расписаться в Книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, а также в личной карточке. В случае отсутствия работника или его отказа от получения трудовой книжки работодатель должен направить ему уведомление о том, что он должен явиться за трудовой книжкой или дать согласие на отправление ее по почте;

- выплатить работнику заработную плату за отработанный период и иные причитающиеся ему суммы, в том числе компенсацию за неиспользованный отпуск (при его наличии).

—————

Назад


Создать бесплатный сайт Webnode