В нашей стране для независимой оценки степени усвоения учащимися различных разделов школьной программы по различным дисциплинам проводится итоговая аттестация в форме ЕГЭ. Основой успешной сдачи ЕГЭ, безусловно, является правильно организованная подготовка. Очень важно чтобы эта подготовка к итоговой аттестации носила целенаправленный, системный подход. Основными задачами подготовки учащихся к итоговой аттестации можно выделить следующие:
- Систематическое повторение курса химии основной школы с коррекцией знаний. Для этого может служить организация вводного повторения и организация индивидуального повторения, с целью выявления пробелов в знаниях и умениях конкретного ученика.
- Формирование опыта решения задач практической направленности.
- Организация и руководство самостоятельной учебной деятельностью, самоконтролем выпускников по подготовке к ЕГЭ и самоподготовкой к поступлению в учебное заведение.
В начале пути подготовки к ЕГЭ необходимо определить ожидаемые результаты сдачи ЕГЭ. Для этого достаточно осуществить опрос учащихся и родителей: «Каких результатов вы ожидаете от сдачи ЕГЭ по химии?». Как правило, по результатам опроса в классе можно выделить три группы, объединённые общей целью. К первой группе можно отнести учащихся, которые ставят перед собой цель – преодоление минимального рубежа. Ко второй группе – учащиеся, которые планируют получить не очень высокие баллы, но достаточные для поступления в намеченное учебное заведение. И, наконец, к третьей группе – учащиеся, которые планируют получение высоких баллов, необходимых для поступления в учебные заведения, предъявляющие высокие требования к уровню химической подготовки. Вторым этапом по подготовке к итоговой аттестации необходимо провести с каждой группой учащихся входные диагностические работы с целью выявления сильных и слабых областей математической подготовки каждого учащегося. После полного анализа диагностических работ выстроить целенаправленные пути подготовки к итоговой аттестации для каждой группы учащихся.
Как правило, в результате индивидуальных бесед, консультаций с учащимися и родителями, для дальнейшей подготовки к сдаче ЕГЭ остаются только мотивированные учащиеся.
Существует множество вариантов подготовки учащихся к итоговой аттестации. Но, идеального варианта подготовки к ЕГЭ и ГИА не существует.
Главное отличие ЕГЭ от выпускного экзамена состоит в том, что при подготовке придется повторить весь материал, изучаемый по всему курсу химии. ЕГЭ предлагает выпускнику сразу множество заданий на 3 часа. При этом школьнику предлагается самому выбирать задания, с которыми он может справиться. Но ведь это уже очень трудная задача для учащегося, который привык стараться справиться с тем, что задано учителем. Для того, чтобы учащиеся не растерялись перед заданиями ЕГЭ или ГИА и решили правильно больше задач, их нужно готовить не в конце учебного года, а намного раньше – начиная с 8-го класса.
Это становиться возможным при использовании рабочих тетрадей УМК Габриеляна О.С. «Химия 8-11 класс». В каждой изучаемой теме автором выделяются задания повышенного уровня сложности по своей структуре соответствующие заданиям части А и Б. Таким образом, работа в тестовых технологиях занимает определенное место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков.
В своей методической копилке я имею демоверсии ЕГЭ за многие годы существования данной формы итоговой аттестации, КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), «Статрад» и другие диагностические работы.
Средствами организации по подготовке учащихся к итоговой аттестации, повторению могут служить:
- план подготовки и самоподготовки учащегося;
- методические материалы для коррекции знаний и умений (опорные схемы, справочники, образцы решений, алгоритмы);
- дидактические материалы; учебные пособия, электронные пособия и репетиторы;
- банк задач, задания которого позволяют закреплять и усиливать устойчивые результаты по каждому типу задач ЕГЭ;
- адреса сайтов, на которых учащиеся и родители могут найти полезную информацию, как об экзамене, так и прорабатывать тренировочные работы в режиме on-line.
Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Такая оценка может быть получена с помощью разнообразных форм контроля как ежеурочного (в виде физических диктантов, контрольных, самостоятельных, срезовых работ, тестов и т.д.), так и проведения раз месяц тестирования по образцу ЕГЭ. И, конечно же, необходимо средство, позволяющее фиксировать продвижение учащегося по пути достижения уровня запланированных и ожидаемых результатов – лист достижения учащегося (учащихся) повторения или подготовки как индивидуальные так и групповые.
У каждого ученика ограничен круг возможностей. Немаловажным фактором для успешной сдачи ЕГЭ является психологическая подготовка учащихся, которую необходимо осуществлять школьным психологам. Нельзя забывать и о необходимости регулярного повышения уровень своего педагогического мастерства через семинары, вебинары и курсы повышения квалификации.
—————