Цель работы с одаренными детьми в школе: создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях школьной системы образования;
ведущие идеи модели сопровождения одаренных детей в ОУ:
- рассмотрение школьной системы образования как образовательной среды, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях и сферах жизнедеятельности региона;
- рассмотрение личностного развития как основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей, при этом, отбор целей, содержания и форм работы с одаренными детьми должен производиться на основе принципов индивидуализации и дифференциации, позволяющих полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся;
- обеспечение непрерывности развития одаренного ребенка как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка);
- определение важнейшим компонентом образовательной среды информационного пространства, нахождение в котором позволит ребенку осуществить выбор вида деятельности, ее содержания, способа своего участия в ней;
Реализация данных идей осуществляется через следующие основные направления работы с одаренными детьми в ОУ:
1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных детей школы, включающего в себя:
- организацию системы диагностики одаренности детей, механизма ее реализации в практике деятельности ОУ, организации консультаций для детей и родителей;
- создание условий для выявления одаренных детей через непрерывную систему конкурсов, олимпиад, предполагающую создание ситуации успеха для детей разного возраста;
- разработку программы адресного мониторинга динамики достижений детей победителей олимпиад, конкурсов различного уровня;
2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности, которая осуществляется через:
- организацию взаимодействия с городскими организациями дополнительного образования (СЮН, Центр технического творчества, Центр туризма и экскурсий, Школа искусств, музыкальная школы, «Поиск» и др.)
- участие в конференциях, семинарах по проблемам работы с одаренными детьми с участием учреждений различных типов;
- разработку и активное использование Интернет технологий в организации работы с одаренными детьми;
- интеграцию со средствами массовой информации (СМИ) в подготовке материалов для программ радио, телевидения, печатных изданий.
3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в рамках ОУ, в том числе:
- обобщение существующего опыта и разработка новых педагогических приемов социально-педагогического сопровождения одаренных детей;
- разработка и апробация новой позиции педагога в работе с одаренными детьми позиции тьютора, модератораи др.;
- создание школьной системы олимпиад, конкурсов для одаренных детей разного возраста;
4. Организация подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми, которая включает себя:
- повышение квалификации педагогических кадров в вопросах сопровождения одаренного ребенка;
5. Создание системы мотивационной поддержка одаренных детей и процесса их сопровождения, в том числе:
- разработка системы стимулирования развития одаренного ребенка на уровне школы, в том числе через премии одаренным детям и их педагогам;
- проведение конкурсов инновационных проектов по работе с одаренными детьми;
- обеспечение общественного признания одаренных детей (публикации в СМИ, радио - телепрограммы и др.);
- разработка системы доплат педагогам за работу с одаренными детьми;
- организация содержательного досуга одаренных детей в каникулярный период времени и др.
6. Информационное обеспечение процесса выявления, поддержки и развития одаренных детей в ОУ, которое осуществляется через:
- разработку и ведении информационной базы данных об одаренных детях школы и их педагогов.
Кроме того, особое значение приобретает решение проблемы управления процессом развития одаренных детей, которое осуществляется через следующие механизмы управления:
- координация работы с одаренными детьми через научные центры высших учебных заведений, города и края (СГУ Аграрный университет, Ставропольский дворец детского творчества);
- нормативно-правовое обеспечение поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, которое предполагает определение круга необходимых нормативных документов, разработку комплекса положений о конкурсах, олимпиадах, грантах для детей разного возраста;
- финансовое обеспечение работы с одаренными детьми, в том числе грантовая, спонсорская поддержка одаренных детей, выделение целевых средств, стипендий, премий на укрепление материально-технической базы ОУ.
Надеюсь, что в результате реализации предлагаемой модели в ОУ появятся новые возможности в работе с одаренными детьми, удастся создать инфраструктуру одаренности, объединяющую в рамках города учреждения и общественные организации, образовательные и социальные программы, направленные на поддержку одаренных детей и талантливой молодежи.