Планируемые результаты обучения

06.12.2014 17:59

Проблема измерения и оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. При самой совершенной организации педагогического процесса мы не можем однозначно предсказать, каковы будут результаты обучения для каждого отдельного ученика.

Минобрнауки и Рособрнадзор ставят задачу создать общероссийскую систему оценки качества образования и перейти к ее непосредственной реализации, отметил Кравцов. "Система поможет понять, какое качество образования у нас в том или ином регионе по каждому уровню образования, и принимать соответствующие управленческие решения по развитию образования, его содержанию, совершенствованию подготовки учителей и методического обеспечения", - считает он.

"Сейчас ЕГЭ как показатель нагружен излишними функциями, - отметил Кравцов, - при помощи него оцениваются не только индивидуальные достижения выпускников в школе, но и сами школы, работа учителей этих школ и т.д.". Кроме того, Единый госэкзамен используется и при оценке деятельности губернаторов, что, по мнению Кравцова, снижает объективность проведения экзамена в целом.

Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества образования. Педагоги ежедневно контролируют учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ.

Анализ традиционных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество» трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий

Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой учащиеся отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля.

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, ее содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Итоговая оценка результатов освоения ООП включает две составляющие:

  1. Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, которые отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических, учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности, т.е. является внутренней оценкой.
  2. Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной), характеризующие уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО, необходимых для продолжения образования.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают:

– предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

–  метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

 – личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

Следовательно, тенденции развития образования таковы, что необходимо создавать условия для того, чтобы каждый ученик смог получать необходимые ему знания (социальный опыт - культуру), раскрыть свои внутренние возможности в движении по пути самореализации и получить, в конечном счете, возможность для своего общего развития — формирования индивидуальности. И такой учебный предмет как химия помогает реализовать эти требования.

Однако у учащихся, несмотря на всю значимость, химия не пользуется особой популярностью. По результатам опроса учащихся 9-11 классов московских школ, химия занимает одно из трех первых мест наряду с физикой и геометрией в рейтинге самых трудных и нелюбимых школьных предметов. В последнее десятилетие отмечается также значительное снижение уровня химического образования выпускников средней школы.

Я хотела бы представить свой опыт по теме «Планируемые результаты обучения. Система заданий по химии 8-9 классы».

Повышение эффективности обучения химии – ответственная и систематическая работа не только учителя-предметника, но и всего школьного коллектива (администрации школы, учителя-предметника, школьного психолога, родителей учащихся и учителей по другим предметам). Она начинается не в 11 классе, когда учащиеся выходят на финишную прямую, а с первых часов реализации образовательных программ по предмету, в данном случае по химии. Весь процесс обучения химии мы условно разделим на две части:

  • 8 – 10 классы. Учащиеся 8 класса получают необходимые знания, умения и навыки по общей химии. В 9 классе овладевают ЗУНами по неорганической химии и получают первые представления об органических веществах. Десятиклассники изучают органическую химию.
  • Изучение химии в 11 классе. Учащиеся повторяют, переосмысливают основные понятия, представления о явлениях, законы, закономерности, обобщают, анализируют полученную информацию, и получают целостное представление об окружающем их мире. Это самый ответственный и трудный этап для школьника. За это время ученик должен окончательно определиться с профессиональным выбором, чтобы можно было в полной мере реализовать свои силы и возможности в дальнейшем жизненном пути. За это время ученику нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к итоговой аттестации по предметам, в том числе и в форме ЕГЭ.

Для реализации данных целей, прежде всего, необходимо изменить инструментарий – формы и методы оценки.

Учебный предмет «Химия» в основной школе является педагогически адаптированным отражением базовой науки химии. Инвариантное ядро его содержания слагается из системы ведущих понятий о химическом элементе и веществе и системе понятий о химической реакции.

В обучении химии используются в той или иной мере почти все приемы мыслительной деятельности. В основе многих из них лежат универсальные учебные действия: сравнение, сопоставление, обобщение, установление связей и аналогий, выявление разнообразных признаков изучаемых объектов и т.д.

Своеобразием отличается и такое важное действие, как классификация изучаемых объектов. Это действие пронизывает все этапы изучения курса. Таким образом, можно заключить, что главным ориентирами для формирования состава планируемых результатов обучения химии в основной школе являются логика построения курса, а также специфика предметного знания, выступающего в качестве основы для формирования определенной совокупности действий, направленных на успешное освоение знаний, их преобразование и применение в новой ситуации.

Примеры заданий

Раздел 1. Основные понятия химии

Планируемый результат: описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- определять агрегатное состояние предложенных веществ, учитывая условия при которых они находятся в данное время;

- описывать свойства веществ, непосредственно наблюдаемых или ранее известных;

Пример 1

Температура кипения жидкого кислорода равна -183°С, жидкий азот кипит при температуре -196 °С. Если смесь этих жидких веществ поместить в резервуар при температуре -185°С, то при этом

  1. Азот приобретет газообразное состояние, а кислород останется жидким
  2. Кислород станет газом, а азот останется жидким
  3. Оба вещества приобретут газообразное состояние
  4. Оба вещества останутся жидкими

Пример 2 (повышенный уровень)

Известно, что на больших высотах, порядка 25000 м над уровнем моря, где наблюдается низкое атмосферное давление, жидкая вода начинает кипеть уже при температуре +36°С. На таких высотах человек может находиться только в герметичной кабине, где поддерживается нормальное атмосферное давление. Объясните, чем опасно для человека нарушение герметизации кабины.

Критерии оценивания:

- указана роль воды в организме человека: организм более чем на 60% состоит из воды. В частности, вода является важным компонентом крови и лимфы.

- описаны последствия нарушения герметизации кабины: нарушение герметизации приведет к резкому снижению давления внутри ее. При таких условиях вода в тканях организма, в крови, прежде всего, закипит, что является опасным для жизни.

Умение: описывать свойства веществ непосредственно наблюдаемых или ранее известных

—————

Назад