Подготовка учащихся к предметной олимпиаде

27.05.2014 16:56

Бесспорно, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности. Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности. Победа школьника на олимпиаде считается профессиональным достижением учителя в своей педагогической деятельности.

Программа подготовки учащихся к олимпиадам должны удовлетворять следующим требованиям:

  • 1) включать дополнительное изучение тем разделов и актуальных проблем области научных знаний, что позволяет учитывать интересы школьников к обобщению, ориентацию к будущей профессии;
  • 2) использовать интегрированный подход к изучению тем и проблем. Это позволит стимулировать стремление учащихся к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных природных явлений и поиску решений на «стыке» разных видов межпредметных знаний;
  • 3) предполагать изучение нерешенных актуальных проблем науки, позволяющих учитывать склонность школьников к исследовательской деятельности, проблемности обучения, а также формировать умения к проведению исследовательской работы;
  • 4) учитывать личностные интересы учащихся и поощрять углублённое изучение тем, выбранных самим школьником;
  • 5) поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;
  • 6) обеспечивать гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, корректировки методики с учётом специфики индивидуальных особенностей учащихся;
  • 7) предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников и способов получения информации;
  • 8) организовывать работу школьников с оборудованием в, специализированных кабинетах и научных лабораториях;
  • 9) обучать учащихся оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки рефлексии и публичного обсуждения результатов;
  • 10) развивать элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи с учётом своеобразия личности каждого участника олимпиад.

Комплексное сочетание всех типов заданий по работе с разными источниками информации обеспечивает кумулятивный эффект:

  • мотивировать ученика к активной подготовке к олимпиаде;
  • обеспечить вариативное повторение и углубление учебного материала;
  • формировать большинство учебных навыков, в том числе исследовательских и творческих;
  • организовать самостоятельную деятельность школьников.

После проведения школьного тура важно проведение процедуры разбора и обсуждения олимпиадных заданий. Здесь важной задачей является объяснение педагогом основных идей решения заданий и возможных способов решений заданий с демонстрацией конкретных примеров.

В период подготовки к муниципальному этапу олимпиады у учащихся развиваются метапредметные компетентности:

  • умение длительное время (прочность знаний) сохранять и систематизировать тематическую информацию;
  • умение понимать задания в различных формулировках и контекстах;
  • умение аргументировать собственную точку зрения;
  • умение находить, исправлять и анализировать ошибки в ответах заданий;
  • умение оценивать достоверность полученной информации.

На муниципальном уровне олимпиада проводится для победителей школьной олимпиады.

После окончания данного этапа учителем осуществляется разбор олимпиадных заданий и подробный анализ допущенных ошибок. В случае победы на муниципальном уровне учащемуся требуется дальнейшая подготовка к региональной олимпиаде.

План

подготовки учащихся к олимпиаде муниципального уровня по химии

 

Сроки

Содержание работы

март

Выявление одаренных учащихся через участие в дистанционных химических олимпиадах, соревнованиях и конференциях в рамках «Недели естественных наук».

апрель-май

Психолого-педагогическая диагностика интересов и склонностей учащихся, занявших призовые места в предметных олимпиадах и интеллектуальных марафонах, к научно-поисковой деятельности, создание банка данных о творческих способностях одаренных учащихся на основе тестирования, индивидуальных собеседований; развитие стремления реализовать свои потенциальные возможности и задатки.

июнь

Формирование первичных разновозрастных групп одаренных учащихся 8-10 классов для подготовки к предметным олимпиадам (летняя школа).

июль-август

Самостоятельная работа учащихся по индивидуальному плану,

сентябрь, октябрь

Тестирование, выявляющее качество знаний, полученных в результате самостоятельной работы учащихся в каникулярный период. Углубленная подготовка к школьному туру предметной олимпиады группы учащихся

октябрь

Подготовка и проведение школьного тура предметной олимпиады, выявление призеров потенциальных участников II (городского) этапа олимпиады.

ноябрь

Индивидуальные и групповые занятия по подготовке к городскому этапу предметной  олимпиады  призеров школьной олимпиады. Участие во II (городском) этапе предметных олимпиад.

декабрь-январь

Анализ результатов участия в олимпиаде муниципального уровня, индивидуальная работа по коррекции подготовки.

 

—————

Назад