Пока, к сожалению, такое пожелание учащимся общеобразовательных школ будет не совсем уместным потому что, как показали исследования, дети уже приходят в школу предрасположенными к различным болезням, а в процессе обучения своё здоровье скорее растрачивают, чем укрепляют. Вот почему идея создания и внедрения в школах здоровьесберегающих технологий обучения находит сегодня много сторонников среди педагогов, врачей, учёных, книгоиздателей и, что важно, среди родителей.
В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психоэмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д. К выпускному классу полностью здоровых детей остается не более 15%. Можно сказать, что платой за образование в современной российской школе стало здоровье детей и педагогов.
Таким образом, состояние здоровья наших граждан, как физическое, так и нравственное, входит в противоречие с потребностями рыночных реформ. Ведь для развитого постиндустриального, информационного общества, которое мы хотим иметь, необходима социально и профессионально мобильная личность, способная адаптироваться к реальной жизни в этом сложном, динамичном мире, способная взять на себя ответственность за свои решения в условиях свободы выбора, творчески выполнять работу, и что немаловажно- быть здоровой.
Нужна личность, владеющая основами системного мышления, умеющая самостоятельно пополнять недостающие знания, умеющая распорядиться знаниями во благо себе и другим, ибо еще Д.И.Менделеев сказал: “Знания без воспитания - это меч в руках сумасшедшего”.
Система образования лишь создает условия для свободного развития личности ребенка, обеспечивает чтобы это развитие осуществлялось в границах культурных достижений человеческой цивилизации и происходило гармонично во всех сферах: физической, интеллектуальной, эмоциональной, морально-волевой и ценностной. В своей оздоровительной деятельности ОУ должны опираться на методические и практические разработки новой науки о здоровье – ВАЛЕОЛОГИИ (от латинского valeo - здравствовать).
Сутью валеологического воспитания является создание таких психологических условий, при которых необходимый комплекс научных знаний о здоровье усваивается на уровне трансформации его в сознательные поступки, в активное поведение личности и соблюдение норм здорового образа жизни.
Основу подхода к решению проблемы валеологического воспитания составляет целенаправленное воздействие учителя на личность учащегося, в результате чего происходит:
а) присвоение ею знаний о здоровье,
б) формирование умений предвидеть ситуации, угрожающие здоровью,
в) превращение принципов, правил, норм во внутреннее убеждение личности.
Главным побудительным принципом для учащихся в процессе формирования норм здорового образа жизни является собственная деятельность, направленная на осуществление действий по охране здоровья. Валеологическое образование на уроках следует рассматривать как процесс привития навыков по охране собственного здоровья, связанного с конкретным содержанием учебных предметов.
Содержание учебных предметов, особенно предметов естественнонаучного цикла, состоит из системы понятий, объем которых различен. И среди них есть понятия, которые имеют частный характер, например, гигиена, здоровье, зрение, дыхание, питание и др. На примере курса химии рассмотрим пример, иллюстрирующий связь компонентов комплекса понятий, идей и положений о здоровье. Учебник восьмого класса начинается со сведений о предмете химии. Текст ориентирует учителя на раскрытие сущности химических явлений, влияния химических факторов на здоровье человека, на безопасное проведение химического эксперимента. Таким образом, заложен основной фундамент идеи об укреплении и сохранении здоровья. Мы акцентируем внимание учащихся на том, что знание правил техники безопасности и умение их выполнять, оказывать первую помощь - основные условия сохранения здоровья. Дополняем конкретный материал учебника химии гигиеническими понятиями:
Мы определяем виды деятельности по овладению учащимися приемов безопасного эксперимента, поддержания чистоты в кабинете и порядка на своем рабочем месте, выполнение правил личной гигиены. Развитие способностей оценивать ситуации и умение применять комплекс мер по профилактике травматизма основаны на умениях и навыках, которыми учащиеся овладевают на уроках химии. Ученики должны уметь правильно пользоваться химическими реактивами, посудой, спиртовкой, обращаться с газовой горелкой. Навыки по выполнению санитарно-гигиенических тре6ований и оказанию первой помощи при химическом травматизме трансформируются в убеждения о необходимости охраны своего здоровья и здоровья окружающих. Изучая химию в 9 классе, появляется возможность познакомить учащихся со свойствами, как отдельных веществ, так и классов соединений, их воздействии на организм человека (Приложение).
Изучение в курсе органической химии спиртов поднимает вопросы их влияния на организм человека и разрушительного действия алкоголизма на личность. Кроме того, знакомство с белками, жирами, углеводами позволяет сформировать представления о правильном питании и здоровом образе жизни. Большой интерес учащихся вызывает изучение тем «Витамины» и «Лекарства». Наиболее эффективной формой работы здесь может быть выбрана проектная или исследовательская деятельность.
Из действий, выполняемых при определенных условиях, складывается деятельность, которая имеет результат. А главным результатом такой деятельности учащихся является здоровый образ жизни. Социально зрелым является тот ученик, который занимает активную жизненную позицию, соблюдает здоровый образ жизни и заботится о своем здоровье.
Приложение
Железо и здоровье человека
Содержание железа в организме человека (масса тела 70 кг) составляет по некоторым данным ~3,5 г. Распределение железа в организме человека (в процентах от общей массы железа) показано в табл. 1.
Небольшая часть железа расходуется на рост покровных тканей организма – кожи и ногтей. Железо входит в состав пигмента, окрашивающего волосы (рыжие волосы содержат в 5 раз больше железа, чем любые другие). Как видно из приведенных выше данных, основная масса железа находится в крови – эритроцитах. Это стало известно благодаря открытию француза Мери в ХIХ в. Эритроциты – красные кровяные клетки, главная функция которых заключается в осуществлении газообмена организма с окружающей средой, т. е. эритроциты переносят в организме кислород, поступающий при дыхании.
Входя в состав железосодержащего пигмента – гемоглобина, железо определяет красную окраску этого вещества, а также цвет крови. Молекула гемоглобина состоит из двух частей: из белка – глобина (основная часть молекулы, которая у разных живых организмов имеет разное строение) и железосодержащей группы – гема, который у всех организмов один и тот же. В составе молекулы гемоглобина четыре гема и в каждом – по одному атому железа, на их долю приходится всего лишь 0,35% массы огромной молекулы.
Именно железо помогает захватывать кислород и отдавать его там, где он нужен. В организме человека циркулирует ~25 трлн эритроцитов (в них находится большая часть всего железа, имеющегося в организме), благодаря деятельности которых мы можем дышать. Срок жизни эритроцитов 3–4 мес., после чего, выполнив свою функцию, они разрушаются.
«Производство» новых эритроцитов – функция кроветворных органов, главный из которых – костный мозг. У здорового человека он каждые сутки вырабатывает ~200 млрд эритроцитов, за среднюю человеческую жизнь (70 лет) их поступает в кровь в количестве 5•1023 с общей массой ~500 кг. Каждый из этого несметного числа эритроцитов нужно «зарядить» гемоглобином, а значит, и железом. Чтобы приготовить 0,5 т эритроцитов, требуется примерно 0,5 кг железа. Однако поступление железа в организм с пищей измеряется считанными миллиграммами в сутки, десятками граммов за всю человеческую жизнь.
Источники поступления железа в организм человека
В организм железо поступает с пищей. Основные источники железа указаны в табл. 2.
Чтобы железо было усвоено, оно подвергается сложнейшим превращениям. В пищевых продуктах железо находится в трехвалентной форме. Клетки же слизистой оболочки кишечника пропускают железо в двухвалентной форме – в виде соли хлорида железа(II) FeCl2 или сульфата железа(II) FeSO4. Двухвалентным оно бывает только в составе специальных лекарственных препаратов (см. далее табл. 3). Миновав пищевод и попав в желудок, трехвалентное железо под действием желудочного сока восстанавливается в двухвалентное. Важнейшую роль в этом процессе играют соляная кислота и другие вещества, входящие в состав желудочного сока. Поэтому при пониженной кислотности назначают препараты железа вместе с соляной кислотой или желудочным соком. Из всего железа, которое находится в пище, усваивается 2–20%, причем немаловажно и то, что из продуктов растительного происхождения усваивается только от 2–8% железа. В продуктах животного происхождения атомы железа входят в состав белковых молекул, что облегчает его усвоение.
Если человек плохо пережевывает пищу или ест редко, но помногу, железо из трехвалентной формы не восстанавливается в двухвалентную и остается недоступным для усвоения, т. к. соляная кислота, пепсин и другие реагенты просто не успевают добраться до железа, заключенного в массе съеденной пищи. Всасывание железа заметно снижается при заболеваниях, связанных с поражением слизистой оболочки кишечника (особенно паразитарных).
Влияет на усвоение железа и состав пищи. Витамин С и фруктоза (содержится в овощах, фруктах, соках, меде) создают благоприятные условия для усвоения железа, т. к. образуют с ним хорошо растворимые соединения. Большую роль играют витамины группы В. Однако у железа кроме «друзей» имеются и «враги». «Враги» железа – это чай, кофе, молочные продукты и яичные желтки. Чашка чая, выпитая во время еды, сократит усвоение железа почти на 2/3, поскольку при этом образуются труднорастворимые соединения. Если кофе выпит после приема пищи, то организм недосчитается 40% железа, а если – за 1 ч до еды, он оставит железо в неприкосновенности. Если с железом у вас все в порядке, то можно спокойно есть продукты, которые числятся во «врагах» железа. Если же нет, то необходимо изменить свой образ жизни.
Еще в прошлом веке врачи обратили внимание на анемию, поражавшую девушек в закрытых учебных заведениях. Признаки заболевания: зеленовато-бледный цвет лица, слабость, головокружение, обмороки, плохой аппетит.
Удовлетворить потребность в железе помогут железистые (марциальные) минеральные воды Сибири, Кавказа и Карелии. Они получили свое название в честь Марса – бога войны и алхимического символа железа. Это – «Дарасут», «Полюстрово» и др. Марциальная вода не может долго храниться, т. к. в ней содержится FeSO4•7H2O – соединение, быстро подвергающееся процессу окисления. Из прозрачного раствора воды выпадает бурый осадок Fe(OH)3.
Знаете ли вы, что...
Граф А.П.Бестужев-Рюмин (1693–1766) – канцлер императрицы Елизаветы и генерал-фельдмаршал императрицы Екатерины II – предложил капли, получившие название «бестужевские», как укрепляющее и возбуждающее средство. Капли представляли собой раствор хлорида железа(III) в смеси этилового спирта и этилового эфира. Екатерина их часто употребляла.
Гематоген производится из бычьей крови и применяется для профилактики анемии.
Экспериментально показано, что у здоровых мужчин и женщин однократный прием умеренной дозы алкоголя вызывает усиленное выведение через кишечник железа, алюминия, цинка, что создает предпосылки для дефицита этих металлов в организме.
Чай содержит дубильную кислоту. Если смешать светлый настой чая с раствором соли железа, то он почернеет, т. к. дубильная кислота, содержащаяся в чае, в соединении с железом образует чернила. Вот почему нельзя заваривать чай в металлическом чайнике.
Тест «Порядок ли у вас с железом?» (по М.Хамм, А.Россмайер, 1996 г.)
На вопросы отвечайте либо «да», либо «нет».
1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?
2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей (например, нетипичная бледность и шероховатость кожи, ломкие волосы, вмятины на ногтях)?
3. Теряли ли вы в последнее время много крови?
4. Обильны ли ваши менструации?
5. Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?
6. Редко ли вы употребляете или вовсе не едите мясо?
7. Выпиваете ли вы более трех чашек черного чая или кофе в день?
8. Вы едите мало овощей?
Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.
Свинец и здоровье человека
Содержание свинца в организме человека (масса тела 70 кг) составляет 120–400 мг.
Источники поступления свинца в организм человека
Органические соединения свинца поступают в организм человека через кожу и слизистые оболочки с пищей и водой, неорганические (например, содержащиеся в выхлопных газах) – через дыхательные пути и пищеварительный тракт.
1. Больше половины всего поступающего в организм свинца приходится на воздух. Ежедневно житель города вдыхает 20 м3 воздуха с содержанием свинца 2•10–3 мг/м3.
Немалый вред приносит автотранспорт. Быстрый рост числа автомобилей в последние годы привел к тому, что в некоторых городах, где нет ни обогатительных комбинатов, ни металлургических заводов, за год в воздух выбрасывается до 8 тыс. т свинца, что превышает допустимый уровень. Анализ атмосферного воздуха в 100 городах нашей страны в 1993 г. показал, что средняя концентрация свинца составила 0,08 мкг/м3, причем в 80% взятых проб она превышала предельно допустимые значения (например, в воздухе кварталов вблизи аккумуляторного завода в Санкт-Петербурге в 10 раз). В волосах детей, проживающих около такого завода в Курске, концентрация свинца составила 48 мкг/г.
Основные растения – индикаторы на содержание в воздухе свинца: тсуга канадская, вяз гладкий, боярышник обыкновенный, овсяница, орхидеи, растения семейства бромелиевых.
2. С ежедневным приемом пищи в организм поступает свинца 0,06–0,5 мг. В продуктах растительного и животного происхождения естественное содержание свинца не превышает 0,5–1,0 мг/кг. В больших количествах он содержится в хищных рыбах, например в тунце (до 2,0 мг/кг), в моллюсках и ракообразных (до 10 мг/кг). Токсическая доза свинца – 1 мг, летальная – 10 г.
3. Свинец попадает в организм при употреблении консервов, помещенных в сборную жестяную тару, которую спаивают припоем, содержащим определенное количество свинца. Это может произойти, когда пайка некачественная (образуются брызги припоя). И даже специальный лак, которым покрывают консервные банки, тоже не помогает. Имеются случаи, когда в консервах из этой тары свинец накапливается до 3 мг/кг и даже выше, особенно при длительном хранении, что представляет опасность для здоровья. Поэтому продукты в жестяной таре следует хранить не более 5 лет. Анализы отечественных консервов показали превышение в них допустимого уровня свинца.
4. Много свинца в пищевых продуктах, выращенных вдоль автомагистралей. Свинец образуется при сгорании этилированного бензина (бензина, содержащего тетраэтилсвинец1) и легко проникает в почву. Соединения свинца добавляют к бензину для улучшения работы двигателя. Вдоль дорог следует сажать лесные полосы, а не плодовые деревья. Например, в Дании после запрещения использования в автомобилях этилированного бензина естественный уровень свинца в основных овощах (картофель, морковь, лук) сократился в 2–3 раза.
Организм получает с пищей до 45 мкг свинца, в организме задерживается 16 мкг (что составляет 40% всего количества свинца, поступающего в организм человека за день). У взрослых усвояемость свинца до приема пищи составляет 60–80%, после еды – 6%, а у детей – до 50% даже после еды.
Поглощенный свинец проникает в кровь, распределяется в костных (до 90%) и мягких (печень, почки, мозг) тканях, а также в волосах, ногтях и зубах. Более активно свинец усваивается при дефиците в организме соединений железа, кальция, цинка и при повышенном поступлении витамина D.
Для связывания и быстрого выведения свинца желательно использовать продукты, богатые пектином (овощи и фрукты), которые не подвергались термической обработке. Специфическое средство для снижения содержания свинца – кисломолочные продукты. Они связывают свинец и препятствуют его накоплению в крови и костной ткани. После попадания свинца в организм человека часть его выводится с мочой, а часть (в зависимости от возраста, рациона питания и ряда других факторов) остается в организме.
Биологический период его полувыведения из костей – 20 лет.
Токсические свойства свинца
Неорганические соединения свинца (Рb2+) нарушают обмен веществ и являются ингибиторами ферментов, вызывая у детей умственную отсталость и заболевания мозга. Свинец может заменять кальций в костях, становясь постоянным источником отравления. Органические соединения свинца еще более токсичны. Степень отравления свинцом определяют по уровню его содержания в крови. Безопасным уровнем считается (0,2–0,8)•10–4%. Свинец оказывает необратимое воздействие на нервную и репродуктивную системы, вызывает анемию. В высоких концентрациях (80–100 мкг/100 дл крови) он приводит к разрушению эритроцитов и ухудшению работы почек у детей.
При отравлениях, особенно сильных, свинец из организма выводят методами хелатотерапии (введение хелатных соединений, избирательно связывающих свинец).
В компонентах трофической цепи происходит сильное возрастание концентрации этого элемента. Человек, представляющий собой одно из последних звеньев пищевой цепи, испытывает на себе наибольшую опасность нейротоксического воздействия тяжелых металлов вследствие возрастания биологической аккумуляции вдоль пищевой цепи.
Применение соединений свинца в медицине
«Свинцовая вода», или свинцовая примочка – 2%-й водный раствор основного ацетата свинца Рb(ОН)(СН3СОО), – наиболее распространенное средство при ушибах. Она оказывает охлаждающее действие и предотвращает образование кровоподтеков, т. к. обладает высокой теплопроводностью. Однако применять ее нельзя, если на коже образовались ссадины и порезы.
Знаете ли вы, что...
В штате Виргиния (США) исследовали захоронения 2000-летней давности. Оказалось, что скелеты рабовладельцев содержат значительно больше свинца, чем кости рабов. Это объясняется тем, что рабы пользовались дешевой деревянной посудой и воду пили прямо из колодцев, а рабовладельцы – из свинцовых сосудов.
Существует мнение, что упадок Римской империи произошел из-за массового отравления людей свинцом. Известно, что водопроводы Древнего Рима были сделаны из свинца. Свинец использовали и для изготовления чанов, в которых хранили вино. Для улучшения вкуса плохого вина также добавляли свинец.
Рабочих, занятых на производстве в ХVII–XVIII вв., называли обреченными. Свинцовые белила 2PbCO3•Pb(OH)2 – токсичное соединение2. Кроме того, пыль свинца, попадая в организм человека через легкие и кожу, вызывает смертельное отравление. Один-два года непрерывной работы в таких условиях заканчивались смертельным исходом.
Из летописи Киево-Печерской лавры известно, что инок Алимний, первый из прославившихся художников (умер в 1114 г.), применял свинцовые белила не только как краску, но и как мазь для лечения кожных болезней.
Во время охотничьих сезонов в реки и озера попадает большое количество свинца в виде свинцовой дроби. Свинец накапливается в простейших микроорганизмах, вместе с кормом попадает в желудки рыб и птиц, а потом и на наш обеденный стол. 20–30% уток страдают свинцовым отравлением, мясо их ядовито.
Грибы обладают способностью к накоплению опасных для здоровья людей соединений металлов. Свинца в грибах может быть в 30–50 раз больше, чем в почве под ними.
Чеснок используется как профилактическое и лечебное средство при хроническом свинцовом отравлении.
Ртуть и здоровье человека
Ртуть – яд кумулятивного действия, способна накапливаться в организме, главным образом в жировых тканях, вызывает уродства у детей. Токсическая доза составляет 0,4 мг, летальная – 150–300 мг.
Токсические свойства ртути
В отличие от многих веществ, которые в газовой фазе находятся в форме двух-, трех- и четырехатомных молекул, ртуть существует в виде атомов Нg. Попадая в легкие, пары ртути проникают в кровеносную систему и вступают в химическое взаимодействие с белками-ферментами, биокатализаторами, которые осуществляют в нашем организме тысячи химических процессов. Одни ферменты, связавшись атомами ртути, теряют свои каталитические свойства, а другие – начинают ускорять реакции, продуктами которых являются вещества, отравляющие организм.
Так или иначе, каждый из нас имеет дело c ртутью. Всем нам приходится измерять температуру тела. Возможна такая ситуация, когда при измерении температуры градусник выпадает у вас из рук и... разбивается. Мельчайшие капельки ртути рассыпаются по полу. Обстоятельства осложняются, если это происходит в помещении, где паркетный пол: тогда капельки попадают в щели между планками. Концентрация ртути становится больше ПДК примерно в 100 раз. В этом случае необходимо выполнить ряд действий для предотвращения хронического отравления обитателей комнаты:
1. Собрать с помощью медной (латунной) проволоки (пластинки) или листочков фольги («серебряной», оловянной бумажки от конфет) вытекшую ртуть. К медной и оловянной поверхности жидкая ртуть, смачивая ее, прилипнет. Для этого также можно воспользоваться обыкновенной медицинской грушей. После сбора капель места, где могла задержаться ртуть, надо засыпать порошком серы или алюминиевой пылью или же залить раствором хлорида железа (III).
2. Поместить в стеклянную баночку все собранные шарики и отвезти на ближайшую санитарно-эпидемиологическую станцию.
3. Место, где находилась ртуть, протереть влажной тряпкой, после чего тщательно вымыть руки (а тряпку выбросить).
Опасность хронического отравления ртутью заключается в том, что человек в течение длительного времени не обнаруживает признаков расстройства здоровья. В это время и происходит развитие тех биологических изменений, результатом которых становятся тяжелые последствия, а именно: повышенная возбудимость, острые головные боли, общая слабость, повышенная утомляемость, прогрессирующее ослабление памяти, обмороки. Позже начинают дрожать руки, веки, в тяжелых случаях – ноги. Эти признаки хронического отравления ртутью могут сопровождаться разрыхлением десен, выпадением зубов и волос, расстройством пищеварительного тракта.
Организм детей и женщин более чувствителен к воздействию ртути, чем организм мужчин.
Арабские алхимики и врачи, не знавшие о пагубных последствиях нахождения в помещении со ртутью, заметили, что скорпионы покидают жилище, в котором разлита ртуть. Это происходит потому, что ферментные белки скорпиона отличаются от человеческих. Молекулы тканей скорпиона немедленно «ощущают» действие атомов ртути, например, на ферменты, обеспечивающие процесс дыхания. Было бы неплохо иметь и человеку такую «сигнальную систему раннего реагирования» на наличие в воздухе паров ртути. А пока ничтожное содержание ртути в воздухе лабораторий и промышленных предприятий химики определяют на основе чувствительных цветовых реакций.
Ртуть – единственный (в природных условиях) жидкий металл, который испаряется даже при комнатной температуре. Ее пары имеют свойство равномерно распространяться по всему объему, сорбируясь тканями, деревянными изделиями и материалами различных конструкций. При температуре выше 28 °С ртуть начинает испаряться и ее пары снова попадают в воздух. Поэтому ее действие всеобъемлюще: она загрязняет почву, воздух и воду.
Если металлическая ртуть по разным причинам попадает в организм человека, отравляющего эффекта не наблюдается. В литературе описывается случай, когда в кровь человека попало несколько миллилитров ртути. Жидкая ртуть в течение девяти лет обнаруживалась при рентгеноскопии в желудочке сердца и на поверхности легких. Но признаков ртутного отравления не наблюдалось.
Известно, что в старину заворот кишок лечили, давая больному выпить стакан ртути. Основная масса ртути, пройдя через кишечник, выводится из организма, но капельки ее задерживались в организме, не вызывая негативных последствий.
Возникает вопрос: как объяснить то обстоятельство, что инертный металл, встречающийся в природе в самородном виде, который в обычных условиях не окисляется кислородом, не взаимодействует с водой и щелочами, не растворяется в большинстве кислот (растворяется только в царской водке, горячей концентрированной H2SO4 и HNO3), вдруг проявляет ядовитые свойства?
Необходимо различать действия металлической ртути, ее паров и солей.
Наиболее токсичны соли Hg2+, например сулема HgCl2. Если в организм попадают соли Hg2+, то немедленно возникает рвота и наступает упадок сердечной деятельности, резкое понижение температуры тела и обморок.
Металлическая ртуть практически безвредна для живых существ, т. к. в организме процесс образования иона двухвалентной ртути Hg – 2e = Hg2+, который и может вызвать отравление, не происходит.
Токсичность паров ртути объясняется изменением химических свойств вещества при его измельчении, в предельном случае – атомизации вещества, которая является очень эффективным способом повышения его химической активности.
Соединения одновалентной ртути менее токсичны, чем соединения двухвалентной ртути.
Наиболее опасны для живого органические соединения ртути, например ионы метилмеркулхлорида CH3HgCl.
Соединения одновалентной ртути обладают низкой растворимостью в воде, соединения двухвалентной ртути, напротив, водорастворимы. Ртутьорганические соединения хорошо растворяются в жирах. Диметилртуть (СН3)2Hg летуча и легко впитывается кожей.
Нахождение ртути в живых организмах
В молодых животных ртути меньше, чем в старых. В хищниках больше, чем в объектах, которыми они питаются. Особо «отличившиеся» рыбы – тунец – содержат до 0,7 мг/кг и более. Отсюда следует, что в питании не следует злоупотреблять хищной рыбой. В Японии сброс отходов промышленности в р. Агано и залив Минамата привел в 1960-х гг. к обогащению ртутью рыб, крабов и устриц. Употребление их в пищу вызвало сильнейшее отравление местных жителей. Рыбный промысел в заливе до сих пор запрещен, поскольку на дне моря лежит ~600 т ртути. «Накопителем» ртути являются почки животных (до 0,2 мг/кг). Но если при приготовлении почек их неоднократно вымачивать, меняя воду, и дважды их выварить, то можно снизить содержание ртути примерно в 2 раза.
В растительных продуктах ртуть больше всего содержится в орехах, в какао-бобах и шоколаде (до 0,1 мг/кг). В большинстве остальных продуктов содержание ртути не превышает 0,01–0,03 мг/кг. С пищей человек в сутки получает ее 20 мкг. Ртуть, попав в организм, сосредоточивается в почках и нарушает их нормальную деятельность.
С 1819 г. амальгаму (сплав ртути с каким-либо металлом, чаще всего с серебром, оловом или медью) применяют для пломбирования зубов. И до сих пор она остается лучшим материалом для лечения некоторых случаев кариеса. Немецкие стоматологи выяснили, каким образом она влияет на организм человека. Оказалось, что в день из пломбы в организм просачивается ~5 мкг ртути. Это количество безопасно в сравнении с тем, сколько ее поступает в организм при активном и пассивном курении.
При приеме препаратов ртути внутрь возникает острое отравление. Симптомы отравления обусловлены:
а) раздражающим и прижигающим действием соединений ртути на желудочно-кишечный тракт;
б) всасыванием (резорбцией) ионов ртути;
в) действием ртути на органы выделения.
Раздражающее и прижигающее действия препаратов ртути на слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта развиваются вскоре после приема препаратов внутрь. При этом появляются металлический вкус и чувство жжения во рту, боли в животе, тошнота и рвота (нередко с примесью крови), усиливается слюноотделение. В первые часы отравления в связи с резким раздражением желудочно-кишечного тракта и возникновением в нем острых болей может развиться шок.
Всасывание ионов ртути происходит уже в первые часы отравления и влияет на центральную нервную систему (вначале происходит ее возбуждение, судороги, затем ее угнетение), наблюдается нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (сердечная слабость, падение артериального давления, слабый и частый пульс) и функции почек (вначале усиление, затем уменьшение мочеотделения). Ионы ртути всасываются преимущественно слизистыми оболочками пищеварительного тракта и почками, в связи с чем у пострадавших развиваются стоматит, язвенный колит и поражение почек.
Действие ионов ртути на органы выделения развивается на 2-е–3-и сутки от момента приема яда.
Помощь при острых отравлениях препаратами ртути
1. Предпринять меры к удалению яда и предупреждению его всасывания из желудочно-кишечного тракта. Для этого пострадавшему необходимо дать внутрь молоко, яичный белок (для связывания ртути с белком).
2. Осторожно промыть желудок водой с активированным углем.
3. Принять внутрь активированный уголь и солевое слабительное (сульфат магния).
4. Для предупреждения всасывающего действия ионов ртути рекомендуется как можно раньше начать парентеральное (например, посредством инъекции) введение антидотов (противоядие). В качестве антидотов при отравлении ртутью используют унитиол и тиосульфат натрия. Принцип действия унитиола заключается в том, что этот антидот, являясь веществом, содержащим SH-группы (сульфгидрильные группы), связывает ионы ртути. Тем самым предупреждают блокирование ртутью SH-групп белков и ферментов организма. Действие тиосульфата натрия сводится к тому, что ионы ртути образуют с этим веществом неядовитые соли.
Знаете ли вы, что...
В прошлом веке около 120 человек, производивших золочение Исаакиевского собора в Петербурге, получили смертельные отравления. Купола золотили, натирая металлическую кровлю амальгамой золота – раствором золота в ртути. Смертельное отравление было вызвано парами ртути, которыми ежедневно дышали рабочие. Это произошло потому, что рабочие и руководство плохо знали токсические свойства ртути и не обратили внимание на симптомы начавшегося отравления: отсутствие аппетита, головные боли и желудочные расстройства.
В средние века отравление ртутью получило название «болезнь сумасшедшего шляпочника», т. к. заболевали мастера, применявшие ртутные препараты при изготовлении фетровых шляп.
В 140 г. н. э. китайский алхимик Вый Поян занимался изготовлением «пилюль бессмертия». Их состав – сульфид ртути. Эти пилюли он принимал сам, давал их ученикам и своей любимой собаке. Все они, конечно, умерли.
С увеличением кислотности воды в озере на 1 единицу рН концентрация ртути в тканях рыб повышается в среднем на 0,14 мг/кг. В Швеции и США рыболовам рекомендовано возвращать в озеро пойманную рыбу, если ее возраст более трех лет.
Одним из широко распространенных источников ртути являются всем известные люминесцентные лампы. Одна такая лампа дневного света содержит ~150 мг ртути и, выброшенная на свалку и лишившаяся герметичности, способна загрязнить ртутью 500 тыс. м3 воздуха на уровне ПДК. Только московский завод ЗИЛ ежегодно отправлял на свалки 200 тыс. отработанных ртутных ламп.
—————