Класс - 7
Базовый учебник – Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 159, [1]c.: ил.
Тип урока – урок-практикум.
Формы работы учащихся – индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, штатив, спиртовка, спички, пробирка, штатив для пробирок, воронка, фильтр, выпарная чашка, стеклянная палочка, химический стакан, колба, соль, песок, вода.
Дидактические средства – учебник, рабочий лист, ЭОР.
Цель урока: знакомство учащихся с химическим экспериментом, как неотъемлемой частью изучения веществ и их применению в повседневной жизни человека.
Задачи урока:
- приобретение навыков работы с химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилами обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению химических опытов;
- развитие и закрепление знаний учащихся о способах разделения смесей путем фильтрования и выпаривания;
- формирование умений по оформлению отчета, включающего описание эксперимента, его результатов, выводов;
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- умения обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;
- выполнение простейших приемов работы с лабораторным оборудованием и химической посудой;
- наблюдение за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;
- описание химического эксперимента и формулирование выводов по его результатам;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно использовать опосредованное наблюдение.
Ход урока:
(Приветствие учащихся). Ребята, прочтите высказывание: «В любой науке, в любом искусстве лучший учитель – опыт». Сервантес. Как вы понимаете эти слова? (высказывания учащихся). Пусть эта цитата великого испанского писателя станет девизом нашего урока.
Ребята, прослушайте небольшую историческую справку и попробуйте догадаться, о чем идет речь. «Известный американский врач Пол Брэгг полагал, что человеческий организм абсолютно не нуждается в этом веществе, и называл её ядом. Ошибочность подобных взглядов в настоящее время считается полностью доказанной. Она жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Уже за две тысячи лет до н.э. китайцы научились получать ее выпариванием морской воды. В Японии ею посыпают помост для борьбы сумо, чтобы отогнать злых духов. До появления консервов и холодильников она давала возможность сохранять продукты, поэтому стала символом долговечности. Тысячелетия назад она была настолько дорога, что из-за неё устраивали войны. Сейчас она является самой дешёвой из всех известных пищевых добавок, если не считать воду». О каком веществе идет речь? (О поваренной соли). Давайте посмотрим, как же сегодня добывают соль (видео фрагмент об озере Баскунчак). Можно ли сразу использовать добытую соль в пищу? Почему? (нет, ее нужно очищать). Сформулируйте тему урока, цель (очистка поваренной соли, инструктаж по оформлению отчета о выполнении практической работы (приложение 1)).
Перед вами на доске различные понятия, какие из них, на ваш взгляд, могут быть использованы при выполнении работы на сегодняшнем уроке? Заполните схему в рабочих листах (ученики выбирают понятия, работают в парах). «Атом, объем, однородная смесь, молекула, неоднородная смесь, масса, фильтрование, физическое явление, выпаривание, относительная атомная масса, растворение в воде» (на основании ответов учащихся формируется схема на доске)
Смесь
однородная смесь неоднородная смесь
- выпаривание - растворение в воде
- фильтрование
Сегодня на уроке мы используем все три способа разделения смесей для очистки поваренной соли. Начнем работу с повторения правил техники безопасности.
Правила техники безопасности:
Задание 1: Прочтите инструкцию к проведению практического задания на с.96 учебника (учащиеся работают индивидуально с учебником).
Задание 2: Рассмотрите выданную вам загрязненную поваренную соль. Какие примеси она содержит? (оформление отчета в индивидуальном листке, обсуждение результатов).
Задание 3: Составьте план работы. Запишите этапы в рабочий лист (поэтапное выполнение работы согласно инструкции учебника (растворение смеси, фильтрация. Учащиеся фиксируют свои действия и наблюдения в рабочем листке. Форма работы – групповая). После получения учащимися фильтрата, проведение учителем выпаривания (демонстрация).
Природную соль ________________ в воде и затем _______________. В результате получают _________________ поваренной соли, очищенной от ___________. Затем выделяют соль из раствора _______________________: вода _________________, а в выпарной чашке остается чистая __________ .
Данный способ очистки основан на разной растворимости веществ, входящих в состав смеси.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Приложение 1
Рабочий лист учащегося _______________________________________________
Практическая работа №4 Тема: ______________________________________
Цель работы: ________________________________________________________
Приборы и реактивы: поваренная соль, песок, дистиллированная вода, химический стакан, колба, стеклянная палочка, фильтровальная бумага, воронка, фарфоровая чашка, спиртовка, спички, штатив с кольцом.
Смесь
_____________________ ________________________
_____________________ ________________________
_____________________ ________________________
Правила техники безопасности:
С правилами техники безопасности ознакомлен (а)________________ /подпись
Задание 1. Прочитайте инструкцию к проведению практического задания на с. 96 учебного пособия.
Задание 2. Рассмотрите выданную вам загрязненную поваренную соль. Какие примеси она содержит? ________________________________________________
Задание 3. Составьте план работы. Заполните этапы в таблице для оформления отчета (см. на обратной стороне).
Задание 4.Составьте синквейн: _________соль___________________________
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
_____________________________________________________________________________________________ 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
_____________________________________________________________________________________________ 3 строка – три глагола, описывающие действия ____________________________________________________________________ 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
_____________________________________________________________________________________________ 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Отчет о проведённой работе
№ |
Этап работы |
Рисунок |
Наблюдения |
Выводы |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
Вывод:
Природную соль ________________ в воде и затем _______________. В результате получают _________________ поваренной соли, очищенной от ___________. Затем выделяют соль из раствора _______________________: вода _________________, а в выпарной чашке остается чистая __________ .
Данный способ очистки основан на разной растворимости веществ, входящих в состав смеси.
—————