Урок-практикум «Очистка загрязненной поваренной соли»

23.06.2014 20:12

Класс - 7

Базовый учебник – Химия. Вводный курс. 7 класс: учеб. пособие/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 159, [1]c.: ил.

Тип урока – урок-практикум.

Формы работы учащихся – индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, штатив, спиртовка, спички, пробирка, штатив для пробирок, воронка, фильтр, выпарная чашка,  стеклянная палочка, химический стакан, колба, соль, песок, вода.

Дидактические средства – учебник, рабочий лист, ЭОР.

Цель урока: знакомство учащихся с химическим экспериментом, как неотъемлемой частью изучения веществ и их применению в повседневной жизни человека.

Задачи урока:

- приобретение навыков работы с химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилами обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению химических опытов;

- развитие и закрепление знаний учащихся о способах разделения смесей путем фильтрования и выпаривания;

- формирование умений по оформлению отчета, включающего описание эксперимента, его результатов, выводов;

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- умения обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

- выполнение простейших приемов работы с лабораторным оборудованием и химической посудой;

- наблюдение за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;

- описание химического эксперимента и формулирование выводов по его результатам;

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно использовать опосредованное наблюдение.

Ход урока:

  1. Вводно – мотивационный этап.

(Приветствие учащихся). Ребята, прочтите высказывание: «В любой науке, в любом искусстве лучший учитель – опыт». Сервантес. Как вы понимаете эти слова? (высказывания учащихся). Пусть эта цитата великого испанского писателя станет девизом нашего урока.

  1. Этап постановки учебной задачи.

Ребята, прослушайте небольшую историческую справку и попробуйте догадаться, о чем идет речь. «Известный американский врач Пол Брэгг полагал, что человеческий организм абсолютно не нуждается в этом веществе, и называл её ядом. Ошибочность подобных взглядов в настоящее время считается полностью доказанной. Она жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Уже за две тысячи лет до н.э. китайцы научились получать ее выпариванием морской воды. В Японии ею посыпают помост для борьбы сумо, чтобы отогнать злых духов. До появления консервов и холодильников она давала возможность сохранять продукты, поэтому стала символом долговечности. Тысячелетия назад она была настолько дорога, что из-за неё устраивали войны. Сейчас она является самой дешёвой из всех известных пищевых добавок, если не считать воду». О каком веществе идет речь? (О поваренной соли). Давайте посмотрим, как же сегодня добывают соль (видео фрагмент об озере Баскунчак). Можно ли сразу использовать добытую соль в пищу? Почему? (нет, ее нужно очищать). Сформулируйте тему урока, цель (очистка поваренной соли, инструктаж по оформлению отчета о выполнении практической работы (приложение 1)).

  1. Этап решения учебной задачи.

Перед вами на доске различные понятия, какие из них, на ваш взгляд, могут быть использованы при выполнении работы на сегодняшнем уроке? Заполните схему в рабочих листах (ученики выбирают понятия, работают в парах). «Атом, объем, однородная смесь, молекула, неоднородная смесь, масса, фильтрование, физическое явление, выпаривание, относительная атомная масса, растворение в воде» (на основании ответов учащихся формируется схема на доске)

Смесь

однородная смесь                                                 неоднородная смесь

- выпаривание                                                       - растворение в воде

                                                                                         - фильтрование

Сегодня на уроке мы используем все три способа разделения смесей для очистки поваренной соли. Начнем работу с повторения правил техники безопасности.

Правила техники безопасности:

  1. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
  2. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой.
  3. Никогда не берите вещества руками.
  4. В химической лаборатории запрещено пробовать вещества на вкус.
  5. Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок (сделайте отметку об ознакомлении ТБ в рабочем листке).
  1. Выполнение практической работы.

Задание 1: Прочтите инструкцию к проведению практического задания на с.96 учебника (учащиеся работают индивидуально с учебником).

Задание 2: Рассмотрите выданную вам загрязненную поваренную соль. Какие примеси она содержит? (оформление отчета в индивидуальном листке, обсуждение результатов).

Задание 3: Составьте план работы. Запишите этапы в рабочий лист (поэтапное выполнение работы согласно инструкции учебника (растворение смеси, фильтрация. Учащиеся фиксируют свои действия и наблюдения в рабочем листке. Форма работы – групповая). После получения учащимися фильтрата, проведение учителем выпаривания (демонстрация).

  1. Формулирование выводов по результатам практической работы:

Природную соль ________________ в воде и затем _______________. В результате получают _________________ поваренной соли, очищенной от ___________. Затем выделяют соль из раствора _______________________: вода _________________, а в выпарной чашке остается чистая __________ .

Данный способ очистки основан на разной растворимости веществ, входящих в состав смеси.

  1. Домашнее задание: Выполнить домашний эксперимент «Выращивание кристаллов соли» (с. 94 учебника).
  2. Рефлексия. Составьте синквейн на тему «Соль»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рабочий лист учащегося _______________________________________________

Практическая работа №4        Тема: ______________________________________

Цель работы: ________________________________________________________

Приборы и реактивы: поваренная соль, песок, дистиллированная вода, химический стакан, колба, стеклянная палочка, фильтровальная бумага, воронка, фарфоровая чашка, спиртовка, спички, штатив с кольцом.

Смесь

_____________________                                     ________________________

_____________________                                     ________________________

_____________________                                     ________________________

Правила техники безопасности:

  1. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
  2. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой.
  3. Никогда не берите вещества руками.
  4. В химической лаборатории запрещено пробовать вещества на вкус.
  5. Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

С правилами техники безопасности ознакомлен (а)________________ /подпись

Задание 1. Прочитайте инструкцию к проведению практического задания на с. 96 учебного пособия.

Задание 2. Рассмотрите выданную вам загрязненную поваренную соль. Какие примеси она содержит? ________________________________________________

Задание 3. Составьте план работы. Заполните этапы в таблице для оформления отчета (см. на обратной стороне).

Задание 4.Составьте синквейн: _________соль___________________________

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

_____________________________________________________________________________________________     2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

_____________________________________________________________________________________________     3 строка – три глагола, описывающие действия ____________________________________________________________________ 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

_____________________________________________________________________________________________     5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Отчет о проведённой работе

Этап работы

Рисунок

Наблюдения

Выводы

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Природную соль ________________ в воде и затем _______________. В результате получают _________________ поваренной соли, очищенной от ___________. Затем выделяют соль из раствора _______________________: вода _________________, а в выпарной чашке остается чистая __________ .

Данный способ очистки основан на разной растворимости веществ, входящих в состав смеси.

—————

Назад