Здоровье детей в любом обществе при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. Здоровье детей представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом.
Подготовить учащегося к самостоятельной жизни - это значит сформировать у него адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности. Деятельность по созданию условий для сохранения здоровья учащихся в обязательном порядке должна учитывать те факторы, которые влияют на здоровье ребенка: и экологические, и социальные, и санитарно-гигиенические.
Главная цель деятельности — организация системной комплексной работы по сохранению, компенсации и укреплению здоровья учащихся школы, сохранение здоровья каждого; формирование у ребенка ответственного отношения к собственному здоровью; оптимизация организации учебного процесса.
Решаемые задачи:
1. Развитие здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
2. Оптимизация учебного процесса за счет использования эффективных здоровьесберегающих методов и технологий обучения.
3. Прогностическая оценка уровня здоровья как основа развития способностей школьника.
4. Содействие формированию устойчивой мотивации здоровой жизнедеятельности у учащихся, их родителей, педагогов.
Структура организации ЗС в школе представляет собой систему, состоящую из нескольких блоков, охватывающих все направления здоровьесбережения.
Тема краевой экспериментальной площадки ««Донозологическая комплексная диагностика уровня здоровья детей школьного возраста». Научный руководитель: Сивакова Н.Н., член-кор. МАНПО, доцент, кандидат биологических наук.
Предварительный мониторинг внутришкольной среды МОУ СОШ № 7 города Невинномысска был направлен на:
- анализ инфраструктуры и внутришкольной среды; анализ организации учебного процесса;
-организации физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима; анализ работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся и педагогического коллектива;
- анализ организации медицинской помощи, состояния здоровья школьников;
- анализ организации питания учащихся;
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
нормативно-правовой блок
- законодательная база; комплексный мониторинг с использованием современных диагностических материалов; модель школы, как основа здоровьесберегающей деятельности.
медико-биологический блок
здоровьесбережение как стратегия модернизации профессионального образования; инновационные подходы к комплексной оценке уровня здоровья школьников и педагога;- прогностическая оценка (коррекция, управление)
психолого-педагогический блок
психическое здоровье учителя и учащихся ОУ (диагностика, профилактика);
аксиолого-компетентностный подход к УВП с позиций здоровьесбережения;
модернизация предметной области «Физическая культура»; создание комфортных условий для эффективной деятельности педагога.
Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между полным здоровьем и первыми проявлениями болезни выделяется ряд условных уровней, объединяемые общим понятием "донозологические состояния".
Адекватным критерием изменения функционального состояния организма на воздействие средовых факторов, в том числе и физическую нагрузку, является адаптационный потенциал системы кровообращения (АПСК). Практическое значение имеет его оценка не только у отдельных индивидуумов, но и на уровне целых коллективов или групп населения. Массовая донозологическая диагностика позволяет определить так называемую «структуру здоровья» коллектива (или микропопуляции) и целенаправленно разрабатывать и осуществлять оздоровительные, профилактические и лечебные мероприятия в этих коллективах.
Для оценки эффективности оздоровительных и профилактических мероприятий у групп детей и отдельных индивидуумов, целесообразно пользоваться динамикой АПСК, так как методика оценки «структуры здоровья» учитывает как эффективность относительного влияния отдельных (профилактических) факторов на заболеваемость, так и естественный прирост заболеваемости, вызванный постепенным снижением адаптационного потенциала.
Апробация предлагаемых методических рекомендаций позволяют говорить о том, что применение оценки адаптационного потенциала системы кровообращения является практически важным подходом к решению одной из актуальных проблем - объективной оценки здоровья школьников и его изменения под воздействием учебного режима школы и процесса физического воспитания.
При различных уровнях здоровья, определяемых по величине адаптационного потенциала системы кровообращения, рекомендуется проведение оздоровительных, оздоровительно-профилактических, профилактических и лечебных мероприятий. Эти мероприятия должны отвечать гигиеническим требованиям к форме, структуре, содержанию, нормированию нагрузок, закаливающим факторам, режиму дня школьников.
Основные направления здоровьесберегающей деятельности: Медицинское, Просветительское, Спортивно- оздоровительное, Психолого-педагогическое, Мониторинг здоровья.
1 блок «Медицинский»
Реализация образовательных программ осуществляется в условиях физиологического комфорта с соблюдение условий воздушно-теплового режима и освещения, использования школьной мебели, соответствующим физическим характеристикам обучающихся и др. в соответствии с СанПиН 2.4.2.1178-02.
Основным организационным документом общеобразовательной школы, определяющим характер и продолжительность учебной нагрузки учащихся в школе и дома, является расписание, которое составляется с учетом гигиенических, организационных, психологических критериев.
Содержание дневника здоровья с 1 по 3 класс направлено на формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни. В 4 классе у учащихся формируются навыки анализа и самоконтроля индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Задачи «Дневника здоровья»:
исследовать состояние здоровья учащихся за 4 года обучения в начальной школе;
формировать установку на здоровый образ жизни, при этом сохранять и укреплять здоровье;
учить школьников воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную нам;
Структура дневника помимо информации о физическом развитии детей включает:
советы по сохранению здоровья;
оздоровительные методики»
анкеты, вопросы и «мудрые» мысли о здоровье, взаимоотношениях с друзьями и дома.
Учителю при этом отводится роль консультанта, а строителем своего здоровья на всех этапах остается сам ученик. (РАСМОТРЕТЬ ДНЕВНИК).
Для общего мониторинга здоровья всех учеников классный руководитель ведет паспорт здоровья класса. (РАССМОТРЕТЬ ПАСПОРТ)
2 блок «Просветительский»
Направления:
- Лекции и семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье и т.п. Приобретение необходимой научно-методической литературы.
- Привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек. Акции «День без курения», «Нет наркотикам», «За здоровый образ жизни», «Мир без сигарет».
- Организация городских оздоровительных и трудовых лагерей.
- Разработка и внедрение программ по профилактике всякого рода зависимостей. Волонтерские проекты, взаимодействие с семьёй.
3 блок «Психолого-педагогический»
Направления:
Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различия уровень их развития, способности к учению; - Совершенствование использования ТСО согласно индивидуальных особенностей обучаемых детей, стилями их учебной деятельности: аналитический, аудиальный, визуальный, интуитивно-мыслительный и т. п.
- Активизация работы социальных педагогов и психолога школы по выявлению и помощи детям «группы риска», координация работы над созданием образовательной среды, свободной от проявлений психологического насилия. Создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.
4 блок «Спортивно-оздоровительный»
Направления:
- Полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, в секциях). Индивидуализация обучения. Организация занятий ЛФК.
- Создание условий и организация работы спортивных секций (футбол, баскетбол, батут и др.). Своевременная коррекция отклонений в физическом развитии ребенка средствами физической культуры и дополнительного образования.
Арт-терапия – устранение недостатков физического здоровья средствами искусства.
Хореографическая студия исправляет осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата, развивают координацию движений.
Вокальная студия развивает дыхательную и сердечнососудистую системы.
Изостудия развивает моторику пальцев, цветовое зрение, логическое и образное мышление.
Театральная студия развивает речь, пластику движений, снижает гиперактивность.
Психолого-педагогическая служба проводит регулярные мониторинговые исследования, тренинги и индивидуальные занятия с учащимися и родителями. Все это в совокупности работает на создание ситуации успешности у учащихся, формирует позитивное отношение к окружающему миру, развивает физическое и психическое здоровье.
—————